Мядель туристический
Мядель информационный
Мядель деловой
Рус
En

Адрес:
222397 г. Мядель, пл. Ленина, 1
Телефон: 8 01797 55-3-72
Горячая линия:
8 01797 55-3-72

Опрос
Какими информационными ресурсами Вы пользуетесь чаще всего?

Чудотворная икона

Чудотворная икона

 В костеле в Будславе находится чудотворная икона Матери Божией Будславской, широко известная в XVII–XVIII веках. Возрождение ее культа происходит в наши дни. В Буде с 1589 г. существовали костел и монастырь бернардинцев. Здесь в 1613 г. находилась икона, позднее дважды перенесенная в новопостроенные каменные костелы. Хроника монастыря свидетельствует, что в 1598 г. икона была подарена в Риме Папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу, когда тот перешел из кальвинизма в католичество. Воевода очень почитал икону и всегда возил её с собой. После смерти Паца (1610 г.) икона осталась его капеллану Исаку Солокаю, позже — долгиновскому викарию. В 1613 г. Солокай, который был в Будславе в Великий Четверг и Великую Пятницу, под впечатлением богослужения, а также по просьбе отцов пожертвовал икону костелу «и там в ордене св. Франциска свою жизнь окончил».

Находившаяся в деревянном костеле, икона сразу стала объектом поклонения простых людей, прославилась чудесами и благодатью, и в 1635 г. была перенесена в главный алтарь на место иконы «Посещение Марией Елизаветы» (БАН Литвы, F.18–170, л. 47). История и чудеса иконы, начиная с 1617 г., были описаны приором Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» (Вильно, 1650). Автор отмечает, что свидетельства о благодати иконы, записанные на бумаге, были приклеены на стены деревянного костела и многие из них были повреждены, когда здание разбирали (Sanktuarium na Białorusi Budsław. Opr. ks magistr Wł. Zawalniuk. Mińsk, 1993, c.11). Первое чудо, зафиксированное в 1617 г., — возвращение зрения пятилетнему мальчику Иосафату Тышкевичу, который позже стал известным священником-кармелитом. В тот же день Реджинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, которая мучила его семь лет. Зелеевич описал 42 чудесных оздоровления и эпизод с Яном Вронским, ротмистром надворной хоругви Яна Кишки, великого гетмана и полоцкого воеводы. Раненный ротмистр попал в московский плен в 1632 г. и смог счастливо вернуться благодаря обету перед иконой, принадлежавшей его товарищу Лукашу Владовскому. Возможно, поэтому Ян Кишка стал вместе с виленским приором Флорианом Калецким и семейством Долмат-Исайковских одним из фундаторов каменного костела (1633–1643 гг.). Для размещения чудотворной иконы мастером Петром Грамелем в 1649 г. был вырезан прекрасный алтарь, сохранившийся до наших времен. Тогда же бернардинцами — золотильщиками Иеронимом Плонским и Бенедиктом Росманом изготовлены серебряные украшения святыни — оклад и ажурная рама (Maria Kałamajska-Saeed. Ołtarz w Budsławiu // Niderlandyzm w sztuce Polskiej. Warszawa, 1995. S 444). Во время нашествия войск царя Алексея Михайловича икону вывозили в Соколку (на Подляшьи), откуда она вернулась в 1665 г. (Sanktuarium...).

Икона упоминается в книге А. Каяловича о литовских святынях (1650), а также в европейских компендиумах В. Гумпенберга (Atlas Marianus, 1657 и 1672) и Г. Шерера (1702). Неназванные книги об иконе перечислены в описи монастырской библиотеки за 1822 г. В это время здесь еще хранилась рукописная книга чудес Матери Божией Будславской, а также три граверные доски с изображением иконы.

Профессор Раймундус Петрович в 1818–1825 гг. печатал в Будславе песни о Пресвятой Деве Марии и гравировал ее иконки. Будславская икона почиталась прежде всего в литовской провинции бернардинцев, отдельные алтари некоторых костелов были посвящены Матери Божией Будской (например, в Могилеве). После изгнания ордена бернардинцев костел стал приходским, но пропаганда культа иконы ослабилась. Тем не менее, в межвоенных «Каталогах Виленской епархии» среди 10 костелов с чудотворными иконами Матери Божией упомянут и будславский. В наши дни Матерь Божия Будславская становится всебелорусской святыней, о чем свидетельствует коронация иконы 2 июля 1998 г. С 1992 г. возрождена традиция паломничеств в Будслав.

Икона нарисована маслом на полотне, натянутом на доску размером 72х65 см, реставрирована в 1991–1992 гг. В. Лукашевичем (на обороте доски находится надпись с ценными сведениями об истории иконы и алтаря). Иконография типа Одигитрии, трактованная свободно, в духе итальянского Ренессанса. Матерь Божия изображена по пояс, в красных одеждах, белом головном уборе и темно-зеленом мофории с кружевной каймой. Лицо с правильными чертами, моделировка объема светлотеневая, левая половина в глубокой тени. Дитя на левой руке в свободной позе, в светлом хитоне и темно-желтом плаще. Пухлые ручки протянуты к Матери: правая благословляет, а левой Иисус как бы подает Матери плод граната, многозначный символ вечной жизни, а также Церкви, многочисленных верующих которой изображают зерна (J.C. Cooper. Lexikon alter Symbole. Leipzig, 1986). Лицо красивое, с тонкими чертами, взгляд направлен на зрителя. Фон высветленный, салатово-серого оттенка, нимбы охристые, разграфленые острыми лучами.

На иконе – серебряный оклад, орнаментированный свободно разбросанными цветами, и корона с драгоценными камнями. Икона заключена в серебряную раму с арабесковым орнаментом в стиле позднего Ренессанса, в орнамент вписана фигура св. Казимира и, возможно, св. Ядвиги. Все эти украшения принадлежат к лучшим образцам ювелирного искусства на Беларуси.

Можно было бы надеяться, что копии чудотворной иконы существовали в первую очередь в окрестностях Будслава. Однако те иконы, которые дошли до наших дней, находятся довольно далеко от известного бернардинского монастыря. В неоготическом костеле св. Владислава в Суботниках (на Гроденщине) сохранилась икона Матери Божией Будславской XVIII в., написанная маслом на полотне, возможно, из предыдущего костела 1774 г. Не исключено, что икона писалась непосредственно с прототипа: на ней довольно хорошо переданы изображения Матери и Дитя, хотя и есть незначительные отклонения в жестах рук. Массивный контур фигур и выражение лиц свидетельствуют о местной переработке итальянского прототипа. На иконе нет ни металлического оклада, ни корон — примет поклонения, она небольшого размера. Не исключено, что икона происходит из какой-либо часовни в имении.
По материалам сайта www.catholic.by

Госпрограмма
Демографическая безопасность
Победе посвящается
Год науки  2017
Первая Мировая война на Мядельщине 1914-1918г.г.
ЕГР
Интернет-ресурсы